Гром камень

Гром-ка́мень  мегалит, ставший основой пьедестала Медного
всадника.
 
 
 
Транспортировка
Гром-камня остается уникальнейшей операцией последней тысячи лет. Размер камня
составляет около 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину.
 
Чтобы найти
подходящий камень для монумента, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было
опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления…
монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».
 
Подходящий
камень был указан казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым,
поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшем об этой глыбе
и имевшем намерение найти ей применение для собственных нужд. Продать, расколов
на куски, но он не нашел для этого нужного инструмента. Об этом он сообщил
капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте.
Семён
Вишняков получил от него 100 рублей — очень приличная по тем временам сумма
.
 
Камень-Гром в лесу (рис. Подбельского с гравюры Шлея)
 
 
Гром-камень располагался в окрестностях деревни Конная Лахта. По местной
легенде, своеобразную форму камень приобрел в результате удара молнии,
расколовшей гранитную скалу. Отсюда и его название.
 
В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн,
имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину.
Позднее часть его была стёсана. Отсечённые части камня прикрепили к основному
монолиту, дабы впоследствии использовать согласно художественному замыслу
Фальконе для «удлинения» пьедестала.
 Вместе с двумя отколотыми кусками, позже
состыкованными с основным монолитом во фронтальной и тыловой частях, совокупный
перемещаемый вес Гром-камня составлял 1500 тонн
. Несмотря на то, что
пристыкованные к пьедесталу во фронтальной и тыловой его частях фрагменты
когда-то составляли монолит одного камня, они имеют разный цветовой оттенок.
Началу
перевозки камня соответствовала серьёзная подготовка.
При этом было
найдено, что наиболее соответствующей задаче является установка камня на
деревянной платформе, перекатываемой по двум параллельным желобам, в которые
были уложены 30 пятидюймовых шаров.
Посредством эксперимента был выбран
достаточно прочный материал для этих шаров, состоящий из сплава на основе меди,
и отработана технология его изготовления.
Marin Carburi 
Сам Карбури довольно таки метко окрестил свою машину — «Гора на яйцах» (фр. la montagne sur les œufs). Столь возвышенное и поэтическое сравнение пришло ему на ум при виде установки камня на шаровую машину его конструкции. 
Разработан технологический процесс
подъёма камня с помощью рычагов и домкратов для подведения под него платформы.
При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при
аварии. Для его извлечения потребовалась работа тысяч людей, для проживания
которых была построена деревня.
На
работах по извлечению из земли “Гром -камня”, были задействованы 500 солдат и крестьян. Четыре месяца трудились
они не покладая рук, копая вокруг огромного булыжника котлован. 
 
 
 
Поднят и
водружен на платформу камень был при помощи 12 рычагов и 4 воротов.
Далее, от камня отделили часть, отколотую ударом молнии, и освободили
его от лишних наслоений, что облегчило груз на примерно 600 тонн.
 
Его
транспортировка до берега Финского залива осуществлялась несколькими воротами. 


Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла
выдерживать тяжесть.
12 марта 1769 года камень рычагами водрузили на деревянную
платформу
. За сутки, по прямой, проходили порядка 20…З0 шагов. На
поворотах скорость снижалась.
Перевозка Гром-камня в присутствии Екатерины II. Гравюра И.Ф. Шлея с рисунка Ю.М. Фельтена. 1770

 

 Стоит понимать, что более чем 200 лет назад местность, по которой приходилось
транспортировать камень, была сплошь покрыта лесом и болотами, потому везти
столь сложную и тяжелую ношу приходилось не так, как хотелось, а так, как получалось



  По приказу Екатерины камень должен был быть доставлен на место целым. Работавшие
на камне постоянно во всё время движения каменотёсы в количестве 46 человек
лишь придавали ему надлежащую форму.


Камень был доставлен на Северное побережье Невской
губы, где для его погрузки соорудили специальную
пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке
от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды.



Транспортировка
камня по воде осуществлялась на специально построенном для этого судне по
чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова и началась только
осенью.
Оно транспортировалось двумя парусными краерами, поддерживающими по бокам для увеличения остойчивости. Длина маршрута составила без малого 13 километров.

 

Гигантский
«Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую
площадь 26 сентября 1770 года. 

Для выгрузки камня у берега Невы был использован
приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на
предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень
на берег.

 
Несмотря на все
принятые меры за всё время пути неоднократно создавались аварийные ситуации,
грозившие крахом всему предприятию, за которым следила с интересом
общественность всей Европы.
Пять раз
камень срывался с транспортной машины и глубоко уходил в землю.
  Тем не менее,
руководители работ всегда находили выход из положения. В честь перевозки камня
была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

 

Сам памятник был открыт лишь спустя 12 лет
после доставки камня, 7 августа 1782 г. — к столетию вступления на
престол Петра I, при огромном стечении народа, в присутствии императорской фамилии,
дипломатического корпуса, приглашённых гостей и под гром оркестра с пушечной пальбой.


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *